Итак,
что могу сказать… 2012 год стал «годом социально-гражданской активности». Нет,
на митингах я не была, предпочитая тратить энергию на
созидательно-конструктивное. Но вот многие новости стала читать, о жизни города
и его развитии задумалась не на шутку и вообще, выражения «качество жизни»,
«хороший, грамотный умный продукт» и «work&life-баланс» наполнились для меня по-настоящему личным
смыслом. Список обязательных для
посещения ежегодных событий пополнился новыми интересными активностями. Приятными
открытиями стали новые места, встретились новые, любопытные, открытые новому
опыту люди. Большой город живет : )
Ну и есть что вспомнить – о чем можно еще раз сказать. Итак, вашему вниманию 3 кейса 2012 года:
- городской - социально-средовой (biblio-new или новая роль библиотеки, о необходимости трансформировать архаичную структуру и сделать ее понастощему нужной людям)
- предпринимательский (практикум на базе Высшей Школы Экономики – как поиск новых бизнес-идей с использованием антропоцентрического подхода)
- глобальный (Global Sustainability Jam Moscow – уникальное волонтерское событие, направленное на решение насущных проблем человечества, одновременно проходящее в 50ти городах мира
Все
проекты разные, у каждого свои лидеры, вдохновители, своя идеология и миссия.
Но есть то, что их объединяет – технология - desing thinking.
Но
обо всем, по-порядку.
- Первый кейс – biblio –кейс
Не будем гадать, идем «в поля» - в публичную библиотеку – библиотеку им. Некрасова. Но не просто смотреть, а принять участие в однодневной пилотной дизайн-сессии –поисследовать, поэкспериментировать, и предложить какое-то новое видение библио-будущего. А еще лучше не одно, а спектр – на разный цвет, вкус и точку зрения.
Да, уж должна констатировать факт – пространство мягко говоря не-friendly. Во всяком случае для современно-мобильного человека. И не удивительно, что обычно «нас здесь нет» - пространство не приглашает, оно чужеродно, многое в нем «нельзя». Хочется быть долгожданным гостем, а «не нарушителем» архаично-столетнего уклада.
Однако,
каждый из нас со-участников почему-то откликнулся… Почему? Зачем?
Само
собой ничего не сделается. Обществу нужны люди-делатели, люди-дайверы
перемен. Да, в этом году было немало
всплесков гражданской активности. Но активность бывает разная. Протестная, разрушительная – события с
маркировкой «мы так не хотим», нам не нравится, давайте это сломаем, давайте
сопротивляться» .
А есть другая – созидательная – события для творцов и девелоперов, для тех кто сможет предложить «как хорошо, как разумно, гармонично и красиво» . Именно эта вторая – имеет лично для меня смысл и значение. «Делать», а точнее «делать хорошо» и даже «максимально лучше» – в этом есть самореализация и какое-то внутреннее удовольствие.
Конечно,
можно «делать» и что-то менять на своем, частном уровне –
собственной жизни, семьи. Однако, для
решения более крупных задач нужны и другие «со-деятели» и «со-творцы».
Причем,
не столько «единомышленники», сколько «единоделатели». Да, я разделяю эти
понятия. Как минимум потому что «единомышленники» не всегда (и даже чаще всего)
не столь продуктивны. Их цель – ментальная близость, потребность в общении,
взаимопонимании, принадлежности группе «своих». Единомышленники могут долго, со
смаком и удовольствием общаться, рассуждать, проводить время вместе. Они «в
процессе» и им там хорошо. И больше особо ничего не нужно.
«Единоделатели» - это про другое. Их связывает в большей степени заинтересованность в общем продукте, результате, «том, ради чего». Конечно, хорошо, когда «единомышленники» и «единоделатели» объединяются в одном лице, но так бывает не всегда. Сделать результат можно с людьми очень разными. А вот захотят ли взаимодействующие остаться вместе и продолжать что-то совместное зависит от того, найдут ли они пересечения в своей системе ценностей , взглядах на мир, ожиданиях от жизни и социальных пространствах.
Да-а-а,
не простая задача, но вполне решаемая. Особенно, при помощи грамотно выбранного
инструмента. Точнее – технологии. Конечно, я сейчас про
desing thinking .
А
еще – этот алгоритм позволяет нейтрализовать одну из наших культурных
особенностей – «любовь поговорить, обсудить и прийти к мысли о том, что «это»
никому не нужно».
Сорри
за американизм, но «к черту все – берись и делай». D-th-технология побуждает именно к такому «деятельному»,
точнее «со-деятельному» поведению. И в условиях ограниченного времени и междисциплинарных
команд, представить на выходе
«материализованную идею».
Так
можно открыть один из важных смыслов - для того, чтобы сделать (воплотить)
задуманное тебе нужно очень мало... Во всяком случае, на первом этапе.
«Быстрый»
и «грубый» прототип – это способ «не влюбиться в свою идею» раньше времени и
дать возможность будущему «пользователю» протестировать и скорректировать
решение тогда, когда на его производство потрачено немного сил, времени и ресурсов.
В
общем, со временем у меня получился
слоган «desing thinking – люди делают для людей».
Люди
делают вместе. Автором решения является команда, со-автором – тот, для кого оно
предназначено. Поэтому потом ничего не нужно «впаривать» и «продавать». Если все было правильно, то пользователь и
создатель сделали именно то, что
по-настоящему нужно. Вот такое мое (возможно, идеалистическое) восприятие
«души» и «сути» этого подхода в работе.
Думаю,
что теперь понятно, почему именно d-th-подход я считаю весьма подходящим для решения общих,
социальных проблем и хорошим способом инвестировать свою созидательную
социально-гражданскую энергию.
Но
также важно сказать , что desing
thinking – это не единственная возможная технология, более того – это не
панацея и не волшебная «фиолэтовая таблэтка» способная решить все насущные
проблемы человечества. Есть области, в которых ее применение дает
относительные результаты, а есть те, в которых лучше использовать что-то совсем
другое.
Возвращаясь
в библиотеку и к biblio-кейсу, стоит сказать, что все получилось. Решать насущные проблемы «окружающей среды», искать
идеи изменения «общественных пространств», используя эту технологию можно. Причем, на первом этапе с весьма
незначительными ресурсами.
Вот
так могут выглядеть результаты 1 дневной (точнее 6ти часовой) активности:
- «на входе» - около 30ти человек из разных сфер и областей, стикеры , маркеры и поверхности для их наклеивания, а также немного материала для создания прототипа (который есть практический в каждом доме
- «на выходе» - 4 команды , 4 точки зрения и 4 «первичных прототипа», протестированных на «будущих пользователях», а также страница в FB, которая выполняет 2 функции – коммуникационную (поддерживает связь между людьми и привлекает новых, маркетинговую – позволяет собрать разнообразную информацию о мировых практиках и трендах и лучше погрузиться в тему)
Хотя
на самом деле, технология не главное. Главное – это те самые «живые» и
«креативные» (способные и готовые к созиданию Люди) и Тема , способная их
заинтересовать и собрать. Среда, стимулирующая к созиданию и разрушению
стереотипов также важна, но все же не первостепенна. Ибо яркие стикеры
и люди за пару часов могут трансформировать и украсить даже унылое и
консервативное пространство.
В
общем, я надеюсь, что biblio-история будет иметь свое продолжение и со временем
будет воплощена не только в «прототипе», но и в живом, полном формате, став значимым элементом новой
городской среды.
- О втором – предпринимательском кейсе я уже писала, поэтому здесь ограничусь только самым важным – ключевым
Применение d-th-технологии показало, что можно прийти «без идеи», а уйти с прототипом социально значимого и человеко-ориентированного бизнеса.
Тема:
«Как помочь человеку взаимодействовать с
мегаполисом?» позволила создать не только «коммерческие», но и
«некоммерческие» решения. И также получить интересный срез того, что
по-настоящему волнует людей мегаполиса.
В крупную клетку наблюдения
таковы: люди только-только выходят за пределы своих квартир и начинают
интересоваться своим ближним окружением
(подъездом, домом, близлежащей территорией) и нуждаются в таких технологиях как
«умное» , удобное, «интуитивно понятное» ТСЖ, а также в некой «бирже услуг»
сервисе, позволяющем оказывать личные, ассоцированые с конкретной персоной бытовые услуги и
сервисы. Примерно как сто лет назад молоко «от Ивановны», сантехника «от
Петровича» ну и так далее.
Добрососедское сообщество как поставщик
услуг и сервисов. Все новое – IT-модификация хорошо забытого старого : )
Хотя, конечно, есть и исключения - социальные и гражданские активисты - агенты перемен. Со своей системой мотивации и иным уровнем активности.
- Ну а третий – глобальный кейс - Global Sustainability Jam Moscow стал для меня своего рода эталоном соотношения «время-иные ресурсы-и-результат». Отличный пример того, как за 48 часов в weekend- формате можно успеть не только сделать и протестировать первый прототип , но и успеть «упаковать» его в презент-формат.
При
этом, глобальная платформа решений является не просто «копилкой идей», а банком
«материализованных идей», идей, в которых кто-то уже поверил и вложился своим
временем и энергией. В каком-то смысле слова – это «прототип-фонд». Да, именно так - социально значимый и
человеко-ориентированный «прототип-фонд».
Еще важная штука – desing thinking алгоритм - это хороший способ «переключить людей на конструктив», содействовав их созидательную, творческую энергию. Вкус к творчеству и созиданию – это хороший вкус. И , хочется верить – основа многих грамотных, умных, пользительных для человеков продуктов.
А что же такое «co-doing в стиле desing thinking»?
Способ создавать результат (материализовать
идею) за ограниченный промежуток времени.
То, что Люди могут сделать для Людей взаимодействуя.
Наверное
так-то так… Какие
еще вещи важно сказать?
Хочется,
чтобы в 2013 году таких маяков становилось все больше и больше. А проводники
этой конструктивной энергией были более открыты к сотрудничеству, взаимодействию и проведению совместных событий.
И,
как-то уже пора создавать инкубатор социально значимых проектов. В идеале - дающий
жизнь не только бизнес-проектам, но и
некоммерческим инициативам и программам. Но это уже следующий шаг.
Итоговая
кейс-презентация