7 декабря 2012 г.

Co-doing в стиле design thinking. Люди делают для Людей


Для кого как , а для меня декабрь – это время подумать о результатах. Больших, малых, личностно значимых, значимых для других. Время обернуться назад и увидеть картинку жизни в целом – насколько это возможно.

Итак, что могу сказать… 2012 год стал «годом социально-гражданской активности». Нет, на митингах я не была, предпочитая тратить энергию на созидательно-конструктивное. Но вот многие новости стала читать, о жизни города и его развитии задумалась не на шутку и вообще, выражения «качество жизни», «хороший, грамотный умный продукт»  и «work&life-баланс»  наполнились для меня по-настоящему личным смыслом.  Список обязательных для посещения ежегодных событий пополнился новыми интересными активностями. Приятными открытиями стали новые места, встретились новые, любопытные, открытые новому опыту люди.  Большой город живет : )


Ну и есть что вспомнить – о чем можно еще раз сказать. Итак, вашему вниманию 3 кейса 2012 года:

  • городской - социально-средовой (biblio-new или новая роль библиотеки, о необходимости трансформировать архаичную структуру и сделать ее понастощему нужной людям)
  • предпринимательский (практикум на базе Высшей Школы Экономики – как поиск новых бизнес-идей с использованием антропоцентрического подхода)
  • глобальный (Global Sustainability Jam Moscow – уникальное волонтерское событие, направленное на решение насущных проблем человечества, одновременно проходящее в 50ти городах мира

Все проекты разные, у каждого свои лидеры, вдохновители, своя идеология и миссия. Но есть то, что их объединяет – технология -  desing thinking.  



Но обо всем,  по-порядку.



Сейчас довольно много внимания уделяется общественным пространствам. В зоне внимания открытые пространства – площадки, парки и пр. А также проекты «под крышей» - культурные, социальные, научные, спортивные  и многие другие центры. Идут дискуссии, появляются статьи, организуются архитектурные и творческие конкурсы, осуществляются первые эксперименты. Все это выглядит весьма интересно. Ну а в реальной, повседневной-то жизни – что?


Не будем гадать, идем «в поля» -   в публичную библиотеку – библиотеку им. Некрасова.  Но не просто смотреть, а принять участие в однодневной пилотной дизайн-сессии –поисследовать, поэкспериментировать, и предложить какое-то новое видение библио-будущего. А еще лучше не одно, а спектр – на разный цвет, вкус и точку зрения.


Да, уж должна констатировать факт – пространство мягко говоря не-friendly. Во всяком случае для современно-мобильного  человека.  И не удивительно, что обычно «нас здесь нет» - пространство не приглашает, оно чужеродно, многое в нем «нельзя». Хочется быть долгожданным гостем, а «не нарушителем» архаично-столетнего уклада.

Однако, каждый из нас со-участников почему-то откликнулся… Почему? Зачем?

За всех не скажу. Могу поделится только своими частными размышлениями-мотиваторами.

Само собой ничего не сделается. Обществу нужны люди-делатели, люди-дайверы перемен.  Да, в этом году было немало всплесков гражданской активности. Но активность бывает разная.  Протестная, разрушительная – события с маркировкой «мы так не хотим», нам не нравится, давайте это сломаем, давайте сопротивляться» .

А есть другая – созидательная – события для творцов и девелоперов, для тех кто сможет предложить «как хорошо, как разумно, гармонично и красиво» . Именно эта вторая – имеет лично для меня смысл и значение.  «Делать», а точнее «делать хорошо»  и даже «максимально лучше» – в этом есть самореализация и какое-то внутреннее удовольствие.

Конечно, можно  «делать»  и что-то менять на своем, частном уровне – собственной жизни, семьи. Однако,  для решения более крупных задач нужны и другие «со-деятели» и «со-творцы». 

Причем, не столько «единомышленники», сколько «единоделатели». Да, я разделяю эти понятия. Как минимум потому что «единомышленники» не всегда (и даже чаще всего) не столь продуктивны. Их цель – ментальная близость, потребность в общении, взаимопонимании, принадлежности группе «своих». Единомышленники могут долго, со смаком и удовольствием общаться, рассуждать, проводить время вместе. Они «в процессе» и им там хорошо. И больше особо ничего не нужно.


«Единоделатели» - это про другое. Их связывает в большей степени заинтересованность в общем продукте, результате, «том, ради чего».  Конечно, хорошо, когда «единомышленники» и «единоделатели» объединяются в одном лице, но так бывает не всегда. Сделать результат можно с людьми очень разными. А вот захотят ли взаимодействующие остаться вместе и продолжать что-то совместное зависит от того, найдут ли они пересечения в своей системе ценностей , взглядах на мир, ожиданиях от жизни и социальных пространствах.

Вообще, это отдельная, важная тема, о которой я давно собираюсь рассказать. Сейчас просто к слову пришлось, потому что когда что-то хочется сделать, важно не просто «уйти в слова» и «процесс общения» с приятными «своими людьми», но и вложить энергию во что-то значимое, материальное. В то, что будет работать, создавать ощутимое благо для многих других.

Однако, на практике - одновременное присутствие в одном месте и пространстве таких разных, пришедших из разных миров, сфер и областей  и говорящих на разных языках людей – это настоящее «вавилонское столпотворение». И нужно что-то, что организует их активность так, чтобы за ограниченный промежуток времени было возможно создание общего результата.

Да-а-а, не простая задача, но вполне решаемая. Особенно, при помощи грамотно выбранного инструмента. Точнее – технологии. Конечно, я  сейчас про  desing thinking .

Каждый, кто работал в d-th-формате – видит в нем что-то свое – «процесс», «философию» или иное. Вариантов слышала много и каждый имеет право быть. Но для меня desing thinking – это все-тки  алгоритм создания материализованного результата. Более того – достаточно быстрый путь превращения идеи в результат, а прототипирование  (создание модели или макета будущего решения) – ядром, основным смыслом этой технологии. Такой, очень «продуктовый» подход.

А еще – этот алгоритм позволяет нейтрализовать одну из наших культурных особенностей – «любовь поговорить, обсудить и прийти к мысли о том, что «это» никому не нужно». 

Сорри за американизм, но «к черту все – берись и делай». D-th-технология  побуждает именно к такому «деятельному», точнее «со-деятельному»  поведению.  И в условиях ограниченного времени и междисциплинарных команд, представить на выходе  «материализованную идею».

Зачем это нужно?

Так можно открыть один из важных смыслов  - для того, чтобы сделать (воплотить) задуманное тебе нужно очень мало... Во всяком случае, на первом этапе.

Да, прототип – это пока еще не «полноценный продукт». Но это способ показать другим «что» вы сделали, «как» это будет работать и дать «попробовать в деле» - т.е. опробовать, протестировать решение потенциальному пользователю. Тем самым сделав его «соавтором», «соучастником» созидания.

«Быстрый» и «грубый» прототип – это способ «не влюбиться в свою идею» раньше времени и дать возможность будущему «пользователю» протестировать и скорректировать решение тогда, когда на его производство потрачено  немного сил, времени и ресурсов.

В общем,  со временем у меня получился слоган «desing thinking –  люди делают для людей».


Мне думается он хорошо отражает суть «антропоцентрического» подхода  : человек и его потребности – в  центре внимания , человек (он же пользователь) вовлечен в процесс создания продукта на всех его этапах  (от вдохновения на идею, до ее итоговой  оценки),  решение корректируется (прототип меняется) до тех пор, пока, пока человек скажет : «да- это именно то, что мне нужно» иди да, «я это покупаю».

Люди делают вместе. Автором решения является команда, со-автором – тот, для кого оно предназначено. Поэтому потом ничего не нужно «впаривать» и «продавать».  Если все было правильно, то пользователь и создатель  сделали именно то, что по-настоящему нужно. Вот такое мое (возможно, идеалистическое) восприятие «души»  и «сути» этого подхода в работе.

Думаю, что теперь понятно, почему именно d-th-подход я считаю весьма подходящим для решения общих, социальных проблем и хорошим способом инвестировать свою созидательную социально-гражданскую энергию.

Но также важно сказать , что desing thinking –   это не единственная  возможная технология, более того – это не панацея и не волшебная «фиолэтовая таблэтка» способная решить все насущные проблемы человечества. Есть области, в которых ее применение дает относительные результаты, а есть те, в которых лучше использовать что-то совсем другое.

Возвращаясь в библиотеку и к biblio-кейсу, стоит сказать, что все получилось. Решать   насущные проблемы «окружающей среды», искать идеи изменения «общественных пространств», используя эту технологию можно.  Причем, на первом этапе с весьма незначительными ресурсами.


  •  «на входе» - около 30ти человек из разных сфер и областей, стикеры , маркеры и поверхности для их наклеивания, а также немного материала для создания прототипа (который есть практический в каждом доме
  • «на выходе» - 4 команды , 4 точки зрения и 4  «первичных прототипа», протестированных на «будущих пользователях», а также страница в FB, которая выполняет 2 функции – коммуникационную (поддерживает связь между людьми и привлекает новых, маркетинговую – позволяет собрать разнообразную информацию  о мировых практиках и трендах и лучше погрузиться  в тему) 

Хотя на самом деле, технология не главное. Главное – это те самые «живые» и «креативные» (способные и готовые к созиданию Люди) и Тема , способная их заинтересовать и собрать. Среда, стимулирующая к созиданию и разрушению стереотипов  также важна,  но все же не первостепенна. Ибо яркие стикеры и люди за пару часов могут трансформировать и украсить даже унылое и консервативное пространство.

Здесь важно оговорится – я убеждена в том, что «первично то, что у человека внутри». Есть и иные мнения. Да,   «стимулирующая среда» для людей «логики»  - важна.  Много важнее, чем для людей традиционно творческих профессий, просто потому что они могут легко изменить ее сами для своих нужд.

В общем, я надеюсь, что biblio-история  будет иметь свое продолжение и со временем будет воплощена не только в «прототипе», но и в живом, полном  формате, став значимым элементом новой городской среды.

  • О втором – предпринимательском кейсе я уже писала, поэтому здесь ограничусь только самым важным – ключевым 

Применение d-th-технологии показало, что можно прийти «без идеи», а уйти с прототипом социально значимого и человеко-ориентированного бизнеса.

Тема: «Как помочь человеку взаимодействовать с мегаполисом?»  позволила создать  не только «коммерческие», но и «некоммерческие» решения. И также получить интересный срез того, что по-настоящему волнует людей мегаполиса.

В крупную клетку наблюдения таковы: люди только-только выходят за пределы своих квартир и начинают интересоваться своим  ближним окружением (подъездом, домом, близлежащей территорией) и нуждаются в таких технологиях как «умное» , удобное, «интуитивно понятное» ТСЖ, а также в некой «бирже услуг» сервисе, позволяющем оказывать личные, ассоцированые  с конкретной персоной бытовые услуги и сервисы. Примерно как сто лет назад молоко «от Ивановны», сантехника «от Петровича»  ну и так далее. Добрососедское сообщество как поставщик  услуг и сервисов. Все новое – IT-модификация хорошо забытого старого : )



Хотя, конечно, есть и исключения -  социальные и гражданские активисты - агенты перемен. Со своей системой мотивации и иным уровнем активности.




  • Ну а третий – глобальный кейс - Global Sustainability Jam Moscow  стал для меня своего рода эталоном соотношения «время-иные ресурсы-и-результат». Отличный пример того, как за 48 часов в weekend- формате можно  успеть не только сделать  и протестировать первый прототип , но и успеть «упаковать» его в презент-формат.
Еще одна значимая штука  в Global Sustainability Jam состоит в том,  что команды более чем 50ти городов мира работают над одной-единой  социально значимой темой, и все представленные решения выкладываются на единую, глобальную платформу. Они открыты и являются интересным  воплощением идеи   краудсорсинга.

При этом, глобальная платформа решений является не просто «копилкой идей», а банком «материализованных идей», идей, в которых кто-то уже поверил и вложился своим временем и энергией. В каком-то смысле слова – это «прототип-фонд».  Да, именно так - социально значимый и человеко-ориентированный «прототип-фонд».




Еще важная штука – desing thinking  алгоритм  - это хороший способ «переключить людей на конструктив», содействовав их созидательную, творческую энергию. Вкус к творчеству и созиданию – это хороший вкус.  И , хочется верить – основа многих грамотных, умных, пользительных для человеков продуктов.

А что же такое «co-doing в стиле desing thinking»?

Способ создавать результат (материализовать идею) за ограниченный промежуток времени.  То, что Люди могут сделать для Людей взаимодействуя.

Наверное так-то так…  Какие еще вещи важно сказать?

Я привела всего 3 примера, а в реальности их было значительно больше и работают с d-th-технологией многие команды в Москве и уже давно за ее пределами.  Если все эти события нанести на календарь – получится весьма и весьма плотный график.  А если на карту – то она покроется своего рода «маяками  конструктивно-созидательной активности». Что само по себе весьма позитивное зрелище : )

Хочется, чтобы в 2013 году таких маяков становилось все больше и больше. А проводники этой конструктивной энергией были более открыты к сотрудничеству,  взаимодействию  и проведению совместных событий.

И, как-то уже пора создавать инкубатор социально значимых проектов. В идеале - дающий жизнь не только бизнес-проектам,  но и некоммерческим инициативам и программам. Но это уже следующий шаг.

Итоговая кейс-презентация 




P.S.: «Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе зачем мы здесь?», Стив Джобс